Форум » Все о группе "ABBA" » ABBA: что получает победитель » Ответить

ABBA: что получает победитель

Марсель: ABBA: что получает победитель Статья из журнала "Стерео-видео" (сентябрь 2002) Она появилась тридцать лет назад. Исчезла десять лет спустя. Но ее песни любимы и узнаваемы по-прежнему Никто из участников ABBA не жил напоказ; все они, отделенные от мира своими песнями, существовали где-то в глубине сцены, в студиях звукозаписи, на обложках пластинок… Алчущим сенсаций журналистам приходилось жарить факты в очаге собственного воображения, и скакали по газетным страницам эскадроны мифов и домыслов. Сегодня, спустя двадцать лет после распада четверки, пелена мифов стала настолько густой, что рассеять ее могли только сами музыканты. К ним и обратились создатели документального фильма "The Winner Takes It All" ("Победитель получает все"). Недавно фильм был с дополнениями выпущен на мультизонном DVD. К сожалению, диск, официально распространяемый у нас в стране не русифицирован. Постараемся хотя бы отчасти восполнить этот просчет… Миф первый. Группу сколотил менеджер Стиг Андерсон как некую "фабрику хитов", дабы зарабатывать миллионы для себя и своей рекорд-компании "Полар". Давным-давно, в середине 60-х (теперь уже - прошлого тысячелетия), в шведском королевстве жили-были две непохожие рок-группы: Hootenanny Singers и Hep Stars. Singers предпочитали шлягеры с деревенским привкусом. На гитаре играл Бьорн Кристиан Ульвеус (родился в Гетеборге 25 апреля 1945 г.). Stars подражали ранним The Beatles, перепевали рок-н-роллы Литтл Ричарда и Чака Берри (клавишник - Бенни Брор Гёран Андерссон родился 16 декабря 1946 г. в Стокгольме). Летом 1966 г. во время гастролей по родному королевству автобусы Stars и Singers встретились в тот день, когда планировалось отметить уход в армию Бьорна. Так на общей вечеринке познакомились Ульвеус с Андерссоном. Дружба возникла сразу же - ребят объединила любовь к песням Леннона и Маккартни. Потом Бьорн не раз заменял в Hep Stars гитариста, а к осени 1969 г., когда эта команда распалась, ребята стали работать вместе. Однако и Hootenanny Singers Бьорн тогда не бросил. Он продолжал сотрудничать с группой, даже когда "оперилась" ABBA. Но в 70-м до этого было далеко, хотя Бенни уже год как был знаком с шатенкой по имени Фрида, а Бьорн - с блондинкой Агнетой. Фрида (полное имя - Анни-Фрид Люнгстад) родилась 15 ноября 1945 г. в маленькой норвежской деревушке. Ее мать умерла, когда дочке исполнился год; отец, немецкий солдат, считался погибшим, и бабушка с маленькой внучкой переехали в Швецию. С 13 лет Фрида посвятила себя пению. В сентябре 1967 г. она победила на конкурсе молодых талантов, и даже подписала контракт с фирмой EMI, но успехом ее записи стали пользоваться лишь в 1971 г., когда в качестве продюсера с ней стал работать Бенни Андерсон. Агнета Осе Фельтскуг родилась в Йончёпинге 5 апреля 1950 г.; петь на местной сцене начала в 1965 г. В октябре 67-го она отправила в Стокгольм демоверсию собственной песни "Я была так влюблена", и ею заинтересовались. Убедив отца, что ее призвание - музыка, она вместе с ним отравилась в столицу записываться, а в конце мая 69-го на съемках музыкальной телепрограммы встретила Бьорна … Еще через год, начав работать над первым совместным альбомом (Lycka - "Счастье"), Бенни и Бьорн (B&B) пригласили Агнету и Фриду (A&A) подпевать на записи Hej Gamle Man! (Привет, старина!). Фрида считает, что именно тогда и родилась ABBA. 6 июля 1971 г. состоялась свадьба Бьорна и Агнеты. Остаток года ребята занимались в основном тем, что помогали девушкам записывать сольные пластинки и продюсировали других исполнителей. Серьезная совместная работа началась только следующей весной. Миф второй. Фирменное звучание ABBA возникло случайно, в результате ошибки при микшировании песни People Need Love. День основания группы определить сложно, зато дата рождения "ABBA-sound" известна точно: 29 марта 1972 г., когда была записана песня People Need Love ("Людям нужна любовь"). Никакой ошибки при ее микшировании не произошло: B&B, спродюсировавшие к тому времени не один десяток песен, прекрасно знали, что добиваются именно переклички мужских и женских голосов. В одном из интервью Бьорн признался, что на него и Бенни повлияли известные хиты шотландской группы Middle Of The Road (их "козырь" - высокий и чистый голос певицы Салли Карр). К тому времени стиль работы B&B уже сложился: Бенни обычно садился за фортепьяно, Бьорн брал гитару, и начиналась игра в пинг-понг музыкальными фразами. "Дуэль" могла продолжаться долго, порой мелодия рождалась через несколько дней. Приводить наработанное в порядок музыканты любили у себя "на фазенде" на острове Виггсё неподалеку от Стокгольма. Миф третий. Победа на конкурсе Евровидения в одночасье принесла группе мировую известность. В ноябре 1972 г. начался отборочный конкурс на лучшую шведскую песню для фестиваля "Евровидение-73". B&B представили жюри свою лучшую композицию Ring Ring ("Позвони"). Дабы застраховаться от ошибок в английском тексте, демоверсию показали американскому певцу и композитору Нилу Седаке. Начало 1973 г. прошло под знаком Евровидения и беременности Агнеты: 23 февраля на свет появилась дочь Линда, а на конкурс группа не попала: в отборочном туре они оказались только третьими… Планы музыкального завоевания Европы пришлось отложить на год и сосредоточиться на записи первого совместного альбома Ring Ring, который вышел в конце марта. К ноябрю была готова мелодия новой песни для Евровидения. Стиг Андерсон долго искал название, понятное любому европейцу, и в конце концов остановился на Waterloo, найдя его в сборнике "Крылатые слова". Песня получилась напористая и ладная - настоящий хит. К штурму сердец телезрителей готовились основательно: разоделись в блестки, дирижера нарядили в костюм Наполеона. Записали Waterloo на немецком и французском, чтобы в случае успеха сразу издать синглы. По-военному спланированная операция завершилась полным успехом: Waterloo заняла-таки первое место не только в Швеции, но и в Великобритании - мекке европейского рока. Но к победителям Евровидения широкая публика привыкла относиться как к мотылькам-однодневкам. Не избежала этой участи и АВВА: ни переиздание сингла Ring Ring, ни новый альбом Waterloo с такими классными номерами, как Hasta Manana и Honey Honey, не произвели на европейцев должного впечатления. Перелом произошел лишь в 1975 г. - сначала песня S.O.S. поднялась до восьмой строки в британском хит-параде, затем Mamma Mia возглавила чарты, свергнув с трона Bohemian Rhapsody группы Queen. Так что между победой в конкурсе и началом триумфального шествия АВВА по планете прошло полтора года упорного труда (за это время было выпущено два первоклассных альбома ). Миф четвертый. Dancing Queen ("Танцующая королева") потому стала одной из самых популярных песен квартета, что была написана в честь шведской королевой Сильвии. Действительно, Dancing Queen впервые прозвучала на гала-концерте в честь венчания короля Швеции Карла-Густава с Сильвией Соммерплат. Концерт транслировался по телевидению, и когда песня вышла на сингле, она с триумфом пронеслась по всему миру и возглавила не только английский, но и американский хит-парад. Тогда-то многим и показалось, что группа занимается подхалимажем. Но это не так. Замысел Dancing Queen родился за год до королевской свадьбы - очередной шлягер для следующей (после альбома "АВВА") долгоиграющей пластинки Arrival ("Прибытие"). "Но уж раз у вас песть песня с таким названием, ее и выбираешь для исполнения на таком гала-концерте, - пояснял Бьорн.-.Героиня здорово танцует, вот и все. Она королева дискотеки, не больше…" Миф пятый. АВВА была чисто коммерческим предприятием. Почти все, связанное с квартетом - от "добропорядочного" имиджа женатых пар до значка "зарегистрированная торговая марка" в правом углу логотипа, противоречило господствовавшему в 70-годы образу рок-артиста: тертые джинсы, песни протеста и наркотик… На таком фоне ABBA казалась излишне респектабельной. Да, коммерческий успех группы ошеломляет. Например, их пластинка ABBA The Album вышла на Рождество 1977 г. только в Скандинавии. Остальному миру пришлось ждать рождественского подарка до января - не хватало мощностей для производства дисков. Но чем вызвана такая популярность? Ловкой рекламной политикой Стига Андерсона или качеством продукции? Давайте-ка вспомним, какие композиции включены в "Альбом". Это Eagle ("Орел"), Take A Chance On Me ("Попытай счастья со мной"), The Name Of The Game ("Суть игры") и незабываемая "Thank You For The Music" - настоящая "визитная карточка" группы. Другим исполнителям этого хватило бы лет на пять. ABBA же сделала лишь годовой перерыв и уже в 1979 г. выпустила ничем не уступающую The Album пластинку Voulez-Vous, насытив ее ритмами диско, с незабываемыми I Have A Dream ("У меня есть мечта") и Chiquitita ("Малышка"). Между прочим, 9 января 1979 г. Chiquitita была исполнена на благотворительном гала-концерте для UNICEF в штаб-квартире ООН. Миф шестой. В отличие от мелодий тексты песен АВВА не представляют ничего особенного. Бьорн писавший для квартета большинство текстов, признает, что поначалу так и было. Сочиняя музыку, они с Бенни напевали по-английски что-нибудь подходящее по стихотворному размеру. Так возникало ключевое слово или фраза, которая становилась рабочим названием песни. B&B окрестили его "hook" (крючок по-английски). Отсюда и заголовки песен с характерными повторами (влияние Middle Of The Road?) Сначала их выдумывал Стиг Андерсон, но после 1977 г., сочинив более трех тысяч текстов для самых разных исполнителей, он отошел от творчества. И начиная с пластинки The Album, положение меняется. Лирика становится более осмысленной и зрелой. А пластинка Super Trouper 1980-го года вывела группу на новый уровень как в музыкальном, так и в "словесном" отношении. Буквально во всех композициях идет разговор о серьезных вещах, а некоторые можно считать образцами песенной лирики. В первую очередь, это The Winner Takes It All. В начале 1979 г. Бьорн и Агнета приняли решение о разводе, и мотив расставания возлюбленных был им очень близок. "В этих стихах вся наша жизнь, - признается Ульвеус. - Впрочем, в отличие от героев песни, ни я, ни Агнета от развода не выиграли". Еще более разнообразные темы затрагиваются в последнем альбоме группы The Visitors ("Непрошенные гости"). Например, в заглавной композиции речь идет о положении инакомыслящих в тогдашнем (1981 г.) Советском Союзе. "Я попытался стать на место человека, сидящего дома в тревожном ожидании стука в дверь; не знаешь, когда постучат и ни в чем не можешь быть уверен". Об опасности фашизма - песня Soldiers ("Солдаты"), о цинизме брачных объявлений - Two For The Price Of One ("Две за цену одной"). Номер When All Is Said And Done ("Когда все сказано и сделано") - вновь о неудавшейся любви - на этот раз прямо касается уже Фриды и Бенни, они развелись 12 февраля 1981 г. Наконец, в одной из самых "личных" композиций группы Slipping Through My Fingers ("Как вода сквозь пальцы") идет речь о смешанных чувствах, которые испытывали разведенные Бьорн и Агнета, глядя, как подрастает дочь Линда. Миф седьмой. Агнета и Фрида часто спорили друг с другом, кому солировать в той или иной песне. А Бьорн и Бенни приравнивали их к музыкальным инструментам. До того, как стать частью ABBA, девушки были уже достаточно известными в Швеции певицами. К 1972 г. Фрида выпустила два сольных альбома, Агнета - пять. И сольную карьеру они не прекращали до 1975 г. например, песню Fernando впервые записала Фрида на диске Ensam ("Одна", 1975 г.), и лишь потом - с АВВА. Агнета для своих ранних сольников самостоятельно сочиняла слова и музыку, а диск 1975 г. под названием "Одиннадцать женщин в доме" даже продюсировала. Столь же серьезно A&A относились и к работе в ABBA. В первые годы они, как правило, были знакомы с материалом еще до прихода в студию, ведь основная часть песен создавалась у них на глазах. "Частенько мы пробовали песню дома, у фортепиано, до записи аккомпанемента. Подбирали тональность для той из нас, которой предстояло петь соло", - вспоминает Фрида. - Потом, уже в студии, начинали работать над разными голосами. Пели с инструментами, пробовали разные стили исполнения, и лишь потом начиналась запись". Ей вторит Агнета: "Когда сам занимаешься продюсированием, когда есть привычка к студийной работе, многому учишься. Я часто помогала аранжировать хоровые партии, придумала массу "маленьких хитростей". Естественно, при записи песен возникали споры. "Когда находишься с человеком в близких отношениях, бывает, даешь волю языку, - говорит Фрида. - Иногда атмосфера становилась очень даже напряженной, если нам с Агнетой не нравилось то, с чем мы работали". И все же A&A любили работать в студии. "Самое прекрасное, с чем связывается участие в группе, - элемент творчества, попытки придать песне собственное толкование", - говорит Агнета. Микке Третов, звукоинженер, не скрывает своего восхищения A&A: "Они вкладывали в студийную работу много труда и энергии, и никогда не было разговоров типа: "Ах, только не сегодня. Сегодня что-то нет вдохновения!". Фрида подчеркивает, что в студии всегда царила творческая атмосфера: "Записывая вокальные партии, мы с Агнетой часто импровизировали. Когда поешь одну мелодию много раз, в голову приходят мысли о том, как ее улучшить. Пробуешь и так, и эдак, и если получается, оставляешь этот вариант. Не скрою, мне бы хотелось спеть некоторые песни, в которых лидирует Агнета. Например, "Победитель получает все". Но главное - не наши капризы, а конечный результат". Постскриптум. В августе 1982 г. группа записала свою последнюю песню The Day Before You Came ("За день до того, как появился ты"). Лучшего завершающего аккорда для музыкальной судьбы ABBA трудно придумать. Рассказ (именно рассказ!) о судьбе женщины, живущей "по расписанию" и в полном одиночестве, виртуозно исполнен Агнетой. Прослушав вещь, понимаешь: это - прощание. Хотя официально о распаде так и не было объявлено, в студии звукозаписи все четверо не появлялись больше никогда. Сольные карьеры ни Агнеты, ни Фриды по-настоящему не сложились. Бьорн и Бенни продюсировали других музыкантов, написали три мюзикла - Chess ("Шахматы") вместе с Тимом Райсом, Kristina Från Duvemåla ("Кристина из Дювемолы") и Mamma Mia (основан на песнях АВВА). В начале 2000 г. участникам группы за воссоединение и тур из ста концертов предложили 1000000000 (один миллиард) долларов. Они отказались. Татьяна Дуброва "Стерео-видео", сентябрь 2002 http://www.abbanet.ru/articles/stereovideo.htm

Ответов - 0



полная версия страницы